Мессояха: как добывается самая северная нефть России

Вдали от трасс, коммуникаций, населенных пунктов, на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецком автономном округе расположен самый северный материковый нефтяной промысел России. Восточно-Мессояхское месторождение – это история побед и преодолений длиной в десятки лет.

«Мессояха» в цифрах

Восточно-Мессояское нефтегазоконденсатное месторождение – самое северное из разрабатываемых нефтяных материковых месторождений России. Оно расположено на расстоянии 340 км к северу от Нового Уренгоя. Ближайший населенный пункт – поселок Тазовский, удален от промысла на 150 км. Добраться сюда в теплое время года можно только вертолетом, зимой – по зимней автодороге. 

  • 70% запасов нефти – тяжелая, высоковязкая, смолистая, с низким содержанием светлых фракций.
  • До 2040 года прогнозируются инвестиции в размере 256 млрд рублей.
  • К моменту запуска промысла в эксплуатацию пробурена 51эксплуатационная нефтяная скважина, построены 13 кустовых площадок с коммуникациями. Проложено 38 км нефтесборных трубопроводов различного диаметра, протянуто 40 км линий электропередачи.
  • Протяженность напорного нефтепровода от Восточно-Мессояхского месторождения до приемо-сдаточного пункта (ПСП) – 98 км. Его мощность – 7 млн тонн в год.
  • Электроэнергией месторождение обеспечивает собственная газотурбинная электростанция мощностью 84 МВт.
  • Объем нефти, на который рассчитана первая очередь ЦПС – 3 млн тонн в год.

 

От открытия до запуска

Долгие годы нефтяники не подступались к залежам, расположенным на заполярных землях. Хотя в том, что российская Арктика богата нефтью, сомнений не было – это подтвердили геологи еще в середине прошлого столетия. 

Но вести добычу в условиях полной автономии, когда на сотни километров вокруг простирается тундра, – задача сложная. К тому же нефть нужно еще каким-то образом доставить потребителю. 

К идее добычи арктической нефти российские компании вернулись лишь в 2010 году. Поводом послужило решение правительства РФ о строительстве ветки нефтепровода Заполярье – Пурпе – части магистральной нефтепроводной сети «Транснефти».

Советские геологи изначально ошиблись, решив, что Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское месторождения, расположенные на полуострове Гыдан, представляют собой единую структуру. Ее даже успели окрестить Средне-Мессояхской (имя сокровищнице дала река Мессояха, пересекающая месторождения). 

В 70-х годах сейсмики обнаружили «месторождение-гигант» с двумя куполами: Западным и Восточным. В 1975 году, чтобы разведать единое уникальное месторождение, пробурили скважину посередине. Она оказалась пустой.

В 1983 году геологи открыли газовый пласт Западно-Мессояхского месторождения. В 1990 году Тазовская нефтегазоразведочная экспедиция, испытав скважину № 35 на Восточном куполе, открыла нефтяную залежь. Восточно-Мессояхское месторождение признали перспективным, но с окончанием советской эпохи о двух северных месторождениях на время забыли. 

Даже без своего западного «собрата» Восточно-Мессояхское месторождение – это более 340 млн тонн нефти и газового конденсата и 113 млрд кубометров газа. 

Геологоразведочные работы в Тазовском районе на территории Восточно-Мессояхского и Западно-Мессояхского месторождений проводило объединение «Заполярнефтегазгеология», входившее в состав «Главтюменьгеологии».

В январе 2010 года оператором проекта стала компания «Газпром нефть», началась подготовка к разработке Восточной Мессояхи. 27 декабря 2011 года «Газпром нефть» и «ТНК-BP» подписали соглашение и стали акционерами «Мессояханефтегаза» в равных долях (по 50% акций).

Первые лицензии на разработку Западно- и Восточно-Мессояхского участков были выданы «Заполярнефтегазгеологии» в 1998 году. В 1999 году лицензия была переоформлена на правопреемника предприятия – «Мессояханефтегаз». В 1999 году его приобрела «Славнефть».

С 2013 года, после интеграции «ТНК-ВР» в структуру НК «Роснефть», «Мессояханефтегаз» стало совместным предприятием двух крупнейших нефтяных компаний России – «Газпром нефти» и «Роснефти».

Первую нефть Восточной Мессояхи получили в 2012 году. Строительство промысла потребовало участия огромного числа людей, в пиковые моменты на большой арктической стройке трудились 7,5 тыс. человек. Сотни тысяч тонн грузов были доставлены на площадку по зимней автодороге и вертолетами. 

В сентябре 2016 года нефть Восточно-Мессояхского месторождения поступила в систему магистральных трубопроводов. Ожидается, что добыча на Восточном участке достигнет 6 млн тонн нефти в 2020 году. Период разработки запасов Восточной Мессояхи оценивается в 30 лет.

 

Суровая земля

Мессояхская группа месторождений расположена в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, в 250 километрах от Северного полярного круга, в арктической климатической зоне. 

Зимой температура воздуха на месторождении достигает минус 50-60 градусов по Цельсию. К экстремально низкой температуре добавляются сильные ветра с порывами до 40 метров в секунду. Постоянные метели серьезно ограничивают работу промысла зимой, которая здесь, к слову, длится 9 месяцев.

Внутрипромысловые трубопроводы на месторождении сделаны обогреваемыми, чтобы в самые холодные дни не промерзали участки малого диаметра. Летом вахтовикам приходится учиться спать «при включенном свете»: в белые ночи солнце не садится за горизонт. В декабре начинается полярная ночь, она длится несколько недель. Все это время жизнь на промысле проходит в сумерках.

Центральный пункт сбора нефти

Центральный пункт сбора (ЦПС) предназначен для подготовки нефти с целью ее дальнейшей подачи в трубопровод. На ЦПС со скважин Восточно-Мессояхского месторождения поступает газонасыщенная нефтяная эмульсия. Здесь она проходит сепарацию, дегазацию, обезвоживание и обессоливание, после чего уже в очищенном виде перекачивается через напорный нефтепровод до приемо-сдаточного пункта.

Реализация проекта началась в 2013 году, уже в 2014-м была выпущена рабочая документация, запроектировано и изготовлено оборудование, выполнена инженерная подготовка площадки. Основной этап строительства начался в феврале 2015 года с завоза всех материалов и оборудования на строительную площадку (25 тыс. свай, 110 км труб, 1500 км кабеля, 3 тыс. задвижек, свыше 10 тыс. тонн металла). Уже в апреле 2015-го начались основные работы по строительству.

Напорный нефтепровод

Товарная нефть Восточно-Мессояхского месторождения поступает в систему магистральных трубопроводов «Транснефти». С ней месторождение связывает напорный нефтепровод длиной 98 км.

При его проектировании требовалось учесть не только суровые климатические условия, но и сложный рельеф (большое количество рек и ручьев), а кроме того, влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду. Для прокладки трубы был выбран маршрут, не пересекающий священные для коренных жителей места. 

Чтобы не повредить уникальную экосистему Арктики, нитку трубопровода построили над землей с применением технологии термостабилизации грунта. 
 

Строительство подземных речных переходов

Для повышения надежности трубопровода в процессе его строительства применялись самые прогрессивные технологии: он оборудован системами обнаружения утечек и контроля коррозии, комплексом средств дистанционного контроля и управления с поступлением входных и выходных сигналов на пульты операторов ЦПС и ПСП. 

В рамках реализации проекта было погружено порядка 14,5 тысяч свай, установлено 5493 опоры под трубопровод, 535 опор высоковольтных линий, заварено более 11 000 стыков, выполнено два не имеющих аналогов в мире подводных перехода через реки методом наклонно-направленного бурения. 

Напорный нефтепровод стыкуется с магистралью Заполярье – Пурпе на приемо-сдаточном пункте, расположенном на Пякяхинском месторождении. Магистральная трасса связывает месторождения Ямала с нефтепроводом Восточная Сибирь – Тихий океан.

Приемо-сдаточный пункт

Приемо-сдаточный пункт (ПСП) – важнейший объект подготовки товарной нефти, расположенный на Пякяхинском месторождении, на расстоянии почти 100 км от «Мессояхи». Здесь сырье проходит окончательную подготовку и сдается в систему магистральных трубопроводов.

Производительность ПСП – млн тонн нефти в год.

В его состав входят насосная станция, пункт подогрева нефти, резервуары, система измерения количества и показателей качества, а также вспомогательные здания и сооружения.

Испытательная химико-аналитическая лаборатория «Мессояханефтегаза», расположенная на ПСП, прошла аккредитацию в национальной системе. Это одно из обязательных условий коммерческой сдачи товарной нефти Восточно-Мессояхского месторождения в систему магистральных нефтепроводов. Именно в лаборатории подтверждается соответствие углеводородного сырья требованиям и нормам национальных стандартов.

Передовое оборудование импортного и отечественного производства позволяет проводить испытания нефти и выдавать заключения по 13 показателям, среди которых – концентрация хлористых солей, массовая доля воды, парафина и механических примесей, плотность, фракционный состав, кинематическая вязкость, содержание серы.
В первом квартале 2017 года на центральном пункте сбора нефти начнет работу второй участок лаборатории. Здесь будут проводить исследования не только товарной, но и сырой нефти, а также пластовой воды, природного и попутного нефтяного газа, масел, необходимых для работы газотурбинной электростанции. 

ГТЭС – батарейка для месторождения
На Восточно-Мессояхском месторождении расположена самая северная материковая газотурбинная электростанция в России. Ее мощность составляет 84 МВт, что полностью обеспечивает энергопотребности промысла.

Для сравнения: такой «батарейки» хватило бы, чтобы снабдить электричеством Салехард.

Строительство ГТЭС в условиях полной автономии заняло немногим более двух лет. Для сохранения уникальной экосистемы Арктики и вечномерзлых грунтов конструкцию ГТЭС общим весом более 1,5 тысяч тонн установили на сваях с системой термостабилизации грунта на двухметровой высоте.

Заполярная электростанция состоит из 73 объектов.

Дорога жизни проекта

Зимняя автодорога – единственная наземная транспортная артерия, связывающая «большую землю» с промыслом, именно по ней завозятся материалы и ресурсы для обустройства. Протяженность зимника от Тазовского до месторождения – около 140 километров, ширина полотна – 15 метров, а в местах перехода через водоемы – 20 метров. Максимальная грузоподъемность ледовых переправ достигает 100 тонн. 

От своевременной доставки топлива, оборудования, техники, запчастей и материалов напрямую зависел успех проекта. В первые два года зимники действовали с января по апрель с перерывами на метели, которых в этих широтах бывает немало. Но в 2015 году предприятие отказалось от технологии последовательного строительства. Часть дорожно-строительной техники была законсервирована на трассе за крупными водными преградами. Это позволило с первыми морозами начать строительство зимних дорог одновременно с двух сторон и открыть грузоперевозки уже в начале декабря.

В прошлом сезоне круглосуточно дорогу обслуживали до 38 единиц дорожно-строительной и снегоочистительной техники. На зимнике работало два дорожно-ремонтных пункта. В этих точках были также размещены бани, столовые, медпункты, спутниковая связь, обеспечен доступ к интернету. Водители по достоинству оценили дорогу: между собой они часто называют ее лучшим зимником ЯНАО. 

Только вертолетом…

Когда не действуют зимники, связь с миром Мессояха держит только по воздуху: вертолет остается единственным транспортом, которым можно попасть на объекты месторождения. Погрузочно-разгрузочная площадка промысла может принимать одновременно до 5 вертолетов (четыре Ми-8 и один Ми-26). 
Площадка редко пустует. Пока закрыта зимняя автодорога, на Мессояху прилетают до 12 бортов в сутки. В месяц они привозят на месторождение 1,2 тыс. пассажиров и до 200 тонн материально-технических ресурсов.

Площадка вмещает в себя стоянку для спецтехники, зону складирования грузов, необходимые емкости и резервуары. Предмет гордости предприятия – отапливаемый просторный зал ожидания. Здесь расположены диспетчерский пункт, медицинский кабинет и охрана.

Тундра – крайне чувствительная экосистема

Нарушенный верхний слой вечной мерзлоты не восстанавливается даже после холодной зимы.

При проектировании объектов «Мессояхи» использовали современные природосберегающие технологии. Для сохранения уникальных грунтов вся инфраструктура месторождения построена на 10-метровых сваях, многотонные объекты возвышаются над уровнем земли на 1,5-2 метра. Трубопровод оборудован многоступенчатой системой безопасности; самые северные в России подводные переходы через реки Индикъяха и Мудуйяха построены методом наклонно-направленного бурения, что позволило максимально снизить воздействие на флору и фауну.

Земля Гыдана представляет интерес с точки зрения не только экономического, но и научного потенциала. Разработка арктического месторождения открывает новые возможности перед российскими мерзлотоведами. Последняя комплексная экспедиция была на Гыданском полуострове в 70-х годах прошлого века. Для России, где 60% территории занимает мерзлота, любая информация о строении мерзлых толщ в этом районе является бесценной.

В 2017 году предприятие планирует выйти на бурение стометровых параметрических мерзлотных скважин, что даст важную информацию о строении и температуре мерзлых грунтов для прогноза их взаимодействия с инженерными сооружениями.

«Мессояханефтегаз» не просто бережет территорию, на которой ведет свою деятельность. Предприятие также восстанавливает земли, на которых проводили разведку первооткрыватели Мессояхи. 

Строительный мусор, ржавое буровое оборудование, сгнившая древесина лежат в земле Гыдана с 80-х годов прошлого века. Металлолом, скрытый от глаз, находят с помощью металлоискателей, выкапывают, разрезают, складируют и зимой вывозят на полигон промышленных отходов. 

После этапа технической рекультивации наступает этап рекультивации биологической: территорию, освобожденную от мусора и металла, взрыхляют, удобряют и засевают разнотравьем. 

На данный момент проведена техническая и биологическая рекультивация 10 разведочных скважин. Площадь природовосстановительных работ составила 86 гектаров с учетом прилегающих автозимников. 

Хозяева тундры

На территории Мессояхского лицензионного участка проживают 4 семьи находкинских и 10 семей гыданских оленеводов.

Нефтяники и сотрудники подрядных организаций помогают представителям коренных малочисленных народов с мелким ремонтом техники, сварочными работами и даже делятся топливом, строительными материалами, запчастями, столь ценными в тундровых условиях. Сотрудники промысла помогают ненцам добираться до поселка Тазовский. На Восточной Мессояхе установлены сотовые ретрансляторы, так что попутно предприятие обеспечило тундровиков мобильной связью.

Существует договоренность о том, что после завершения строительства оленеводы смогут пользоваться бытовой инфраструктурой месторождения, магазином, теплым залом ожидания. 

Все важные решения, касающиеся прокладки трубопроводов и трасс зимних автодорог, предприятие принимает в тесном сотрудничестве с ассоциацией коренных малочисленных народов Севера «Ямал – потомкам!». При строительстве напорного нефтепровода от Восточно-Мессояхского месторождения до приемо-сдаточного пункта по согласованию с тундровиками были сделаны 14 специальных оленьих переходов, не препятствующих касланию. 

ГОРОД НА КРАЮ ЗЕМЛИ

Работают на месторождении вахтами, инженерно-технический персонал и рабочие проживают в вахтовом жилом комплексе, состоящем из двух общежитий. 

В проекте комплекса предусмотрено строительство центрального корпуса со спортзалом, стоматологическим и хирургическим кабинетами, прачечной и столовой. Для перемещения между корпусами вскоре не нужно будет выходить на улицу: здания соединят специальными переходами. 

На территории жилого городка также расположены медицинский пункт, столовая, баня. В здании административно-бытового комплекса расположены рабочие кабинеты.

Вся информация о показателях добычи нефти и бурения новых скважин аккумулируется в центральной инженерно-технологической службе. Именно отсюда ведется управление режимами работы месторождения.

«ЗМК-Сибирь» является одним из подрядчиков на обустройстве Западно-Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений. Вы можете почитать описание нами выполненных проектов и посмотреть фотоотчеты:

 

Источник текста: http://www.vsluh.ru/longreads/191

Бесплатная консультация
Я ознакомлен и согласен с условиями
политики конфиденциальности
Другие статьи
Как возводят здания на северных территориях, об особенностях заполярных сооружений и роли энергосберегающих технологий в условиях сурового климата.
26 Февраля
Одной из особенностей проектирования и возведения зданий взрывоопасных производств является необходимость установки легкосбрасываемых конструкций.
19 Февраля
Разработано множество схем энергосбережения. Какая из них больше подойдет вашему предприятию?
5 Февраля
Мы вам перезвоним
Я ознакомлен и согласен с условиями
политики конфиденциальности
Оставьте заявку
и мы свяжемся с вами
Я ознакомлен и согласен с условиями
политики конфиденциальности
Гарантия на все
виды конструкции

Замкнутый цикл производства позволяет не зависеть от подрядчиков, что обуславливает сроки производства и гарантию качества на изделия: при наличии готовой рабочей конструкторской документации, стандартный блок-контейнер клиент получит уже через 5 дней с момента заказа, а на здание площадью до 2000 м2 (административно-бытовое здание, столовая, общежитие и т.д.) понадобится не более полутора месяцев. Главное преимущество всех быстровозводимых модульных зданий «ЗМК-Сибирь»: высокое качество исполнения и готовности, легкость, отличные теплоизоляционные свойства, многофункциональность, энергоэффективность, мобильность, скорость монтажа, возможность передислокации составляющих здания на новые позиции. Модули производства «ЗМК-Сибирь» по желанию заказчика могут быть оснащены всем необходимым: внутренними инженерными сетями, мебелью, сантехникой, дополнительным оборудованием (в том числе и узкоспециализированным).